ameli_sa (ameli_sa) wrote,
ameli_sa
ameli_sa

"Гран Торино" Клинт Иствуд

Иствуд, как всегда, в своей тематике - что есть грех, а что не есть грех. Что нравственно, а что безнравственно. И что является искуплением греха. И, как всегда, Клинт Иствуд сам себе исповедник, и сам себе отпускатель грехов, и сам же себе Христос (эпизод, когда он, как распятый Христос, лежит на земле, раскинув руки в стороны, пожертвовавший собой ради спасения людей. Пусть хоть люди - и не все человечество, но всего лишь китайская община, причем тех самый узхкоглазых, против которых он воевал, и даже получил воинский крест, за убийство корейца. )
Но я не об этом. Я о другом. В этом фильме Иствуд примерил на себя смерть, и даже сам себя в парадном костюме положил в гроб. И я подумала, а каково это - примерить на себя смерть. Как-то мороз по коже даже пробрал от этой святой простоты Иствуда.
Хотя фильм, хорош. Как всегда, у Иствуда.

"мерика поляков, итальяшек, евреев и ирландцев поменялась на Амеркиу китаёз, негритосов и мексикашек. Такова реальность, в которй приходится доживать последние свои дни герою Клинта Иствуда обамерикаившемуся поляку Уолту Ковальски. За несколько веков, пройденных с момента заселения Амеркики белыми гопниками, они успели выработать свои правила игры, в которые совершенно не хочет ложиться беспредел цветных гопников. И поэтому надо начать с конца, со смерти Ковальски. Иствуд, как всегда, верен себе - отрицая церковь, в очередной раз приходит к Христу. И не случайно камера ловит Иствуда, убитого, раскинувшего руки, лежащего, как распятие, на траве. Потому что главная тема фильма - искупление. В изменившейся реальности, в Америке, которую оккупировали чужие, узкоглазые и черные, живущие не по "понятиям", утвержденным за несколько веков, когда ковбои отстаивали свое право винчестером, а по законам азиатских джунглей, невозможно бороться известными героям Иствуда методами, а можно только искупить. Искупить и ту вину, которую несет Ковальски с корейской войны, когда выстрелил в лицо узкоглазому, идущему сдаваться в плен, и вину перед соседской девчонкой Сю, которую невольно вовлек в беду, пытаясь отстаивать свои понятия чести.
Он знал, что идет на свою Голгофу, и перед смертью должен был сделать необходимые дела - купить костюм впервые в жизни, чисто побриться у парикмахера-макаронника, позаботиться о свое старой собаке - отвезти к соседке-китаянке, написать завещание, в котором опять же свое главное богатство автомобиль"Гран Торино" завещать соседскому мальчишке китайцу и исповедаться. В своей исповеди он кается в трех грехах - что поцеловал другую девушку, когда его Дороти была в другой комнате, что не заплатил налоги, что плохо воспитал своих сыновей. Но о главном, что его мучит, и что ждет искупления- убийстве корейского солдата, когда тот шел сдаваться в плен, об этом ни слова. Исповедь для него не раскаяние, не приход к богу, а просто еще одно дело, которое надо сделать перед смертью. И в этом главный парадокс фильмов Иствуда, где его герой весь фильм отрицает религию и его пастырей, и при этом всей мощью своего таланта утверждает христианство и христианскую мораль. Нет, Ковальски не перестал быть белым расистом и каждым словом и жестом выражает свое презрение к "понаехавшим", но позволить, чтобы травили слабого, чтобы вдесятером на одного, чтобы безнаказанно насиловали девушку, этого он не может допустить, это не укладывается в его "понятия", которые перевешивают над его нелюбовью к "узкоглазым". И узкоглазый едет на его раритетной машине "Гран Торино" в финале, а узкоглазые полицейские арестовывают узкоглазых бандитов, убивших последнего белого, поляка Ковальчки, на этой территории. А Иствуд глядит на это откуда-то сверху и ухмыляется саркастически.
При всей своей простоте, фильм получился сложный, а при всей драматичности - смешной. Вот такой он клоун, Иствуд. И не случайно опять же на главную роль выбран поляк, а не англосакс какой-нибудь. Америка всегда была страной "понаехавших", с тех пор, как Колумб добрался до ее берегов. И здесь противопоставлены чуть более ранее "понаехавшие" более поздним. Америка - котёл, который всех переварит и превратит в "настоящих" американцев. А для этого надо научиться выполнять простые правила - Не оскорблять хозяина, когда входишь на его территорию, но при этом и не лизать жопу. А еще у тебя должны быть работа, девушка и автомобиль. И даже, если у тебя их нет, то ты должен говорить о них, как будто они у тебя есть"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments