ameli_sa (ameli_sa) wrote,
ameli_sa
ameli_sa

Навсикая

Редко увидишь в Москве столь мужецентрический спектакль, как "Улисс". Так как основной контингент публики в Москве - это женщины, то и театры подлаживаются под этот контингент, и, в основном, спектакли идут в Москве направленные на удовлетворение женской потребности в искусстве, нежели мужской. И тут вдруг, исключительно мужецентрический спектакль, притом идущий аж 6 часов, да занимающий пол выходного дня. И надо отдать должное театру, несмотря на то, что спектакль уже 4-ый сезон в афише, зал полон, да и поклоны не остаются без цветов любимым актерам. Да, спектакль поставлен о мужчинах, героями являются мужчины, основная тема спектакля - это отцы и сыновья. Женщины есть в спектакле, но лишь, как объекты эротических фантазий, как объекты, на которых можно померяться хххххх..
Один из самых ярких эпизодов спектакля - Навсикая. Когда, девочка-подросток (в великолепном исполнении Розы Шмуклер) соблазняет Блума. Здесь Камеькович использует весь технический арсенал, который имеется в распоряжении режиссера. Сцена разнесена на разные высоты - девочка Макдауэлл наверху, Блум внизу. Далее - сильнейший режиссерский приём - раскачивание на качелях, Каменькович отлично осведомлен о законах композиции, и внеся элемент неравновесия, а именно, раскачивание на качелях на высоте, он многократно усиливает воздействие на зрителя. И тут он усиливает сцену следующим композиционным приемом - яркие красные нижние юбки девочки, уже цветовым неравновесием усиливают эмоциональное воздействие на зрителя. Глаз переносится вниз на Блума, и видим уже его, раскачивающегося в кресле качалке, при этом раскачивание идет асинхронно, что еще более усиливает неравновесность сцены, и в довершение всего перекидывание шляпы. Думаю, что этот эпизод из Улисса можно включать в учебник для студентов-режиссеров.
Но я отвлеклась от главной темы своего поста. Заканчивается эпизод тем, что Блум обнаруживает, что девушка, так искусно соблазнявшая его, хромоножка. И тут весь эпизод соблазнения падает в его глазах, девушка, по мнению Блума, второго сорта, иерархически она ниже его, еврея, который в глазах ирландцев, посетителей кабаков, пафосно провозглашающих себя патриотами Ирландии, тоже находится на низшей ступени иерархии. Да и отказ Стивена принять доброту и гостеприимство Блума, не в последнюю очередь обусловлен тем, что не может он принять это от Блума, пойти наперекор собственной гордости.
И вот в этом и есть мужецентричность спектакля (да и романа Джойса) в постоянном выстраивании иерархий и в постоянной рефлексии относительно своего места в этой выстроенной иерархии.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments