ameli_sa (ameli_sa) wrote,
ameli_sa
ameli_sa

Category:

Странные встречи

Вот знакомишься на территории Ботанического Сада с гастарбайтером, который занимается уборкой сада от валежника, а потом оказывается, что дед его был членом Российской Государственной думы. А потом, разговорившись, обнаруживаешь, что прапрадед его был имамом, который возглавил медресе в Стерлибаше и превратил его в крупнейший суфийский центр края.

"Тукаевы – династия ишанов, имамов и мударрисов из села Стерлибаш Стерлитамакского уезда Оренбургской (с 18б5 г. – Уфимской) губернии. Основателем ее стал Нигматулла б. Биктимер б. Тукай б. ас-Слаучи (1772–1844), предки которого переселились в Башкирию из деревни Слауч Малмыжского уезда Вятской губернии (ныне Балтасинского района Татарстана). Вначале он учился у мударриса Фазыла аль-Кизляви в медресе при 6-й мечети Казани, Мухаммада Рахима б. Йусуфа ал-Ашити и Габдуррахмана аль-Каргалый в Мачкаре. Нигматулла и оба его сына, Мухаммад-Харис и Мухаммад-Харрас Биктимировы, получили образование в Бухаре. Нигматулла в 1801 г. отправился в Бухару, где проучился свыше 10 лет. Там же, у шейха Абу Салиха Ниязкул ат-Туркмани, который был учителем и его казанского мударриса Фазыла аль-Кизляви, Нигматулла углубил свои познания в учении и практике накшбандийа, а также стал сторонником взглядов и другом Г. Курсави.

Нигматулла в 1813 г. стал указным имамом и возглавил медресе в Стерлибаше, которое превратил в одно из ведущих учебных заведении края. Он ввел в жизнь местных мусульман некоторые новшества: запретил джиены, празднование Навруза как Нового года, отменил поминание усопших на 3, 7 и 40-й день их смерти, стал практиковать коллективные зикры, сидя в кругу на восходе солнца, и многодневные безотлучные моления в мечетях. В своем медресе он с успехом преподавал Коран, тафсир, хадисы, акиду, составил персидско-тюркский словарь («Лугат Нигматулла») и написал арабо-тюркскую сравнительную грамматику, служившие для шакирдов учебным пособием. Благодаря огромному авторитету Нигматуллы село Стерлибаш превратилось в начале XIX в. в один из главных религиозно-культурных центров края, куда периодически приезжали муфтии ОМДС М. Хусаинов и Г. Габдрахимов, влиятельные имамы и ахуны округа, многочисленные мюриды, улемы (например, Г. Утыз-Имяни) и даже казахские ханы Джихангир и Ширгазы. Нигматулла превратил свое медресе в крупнейший суфийский центр региона и имел, по некоторым данным, десятки тысяч мюридов. Нигматулла обладал богатой библиотекой, для пополнения которой не жалел средств, времени и сил (много книг он переписал собственноручно). Он использовал в учебном процессе труды Г. Курсави."


После смерти Нигматуллы его дело продолжили сыновья. Особенно яркой личностью был старший из них – Мухаммад-Харис (1810–1870). В 1833–1841 гг. он обучался в Бухаре. После возвращения стал халъфой, а с 1844 г. – мударрисом Стерлибашевского медресе. Он много сделал для улучшения ее материальной базы, предпринял первые попытки расширить традиционную учебную программу. В частности, ввел в ней преподавание русского языка, знание которого считал необходимым и полезным для российских мусульман. Мухаммад-Харис был мюридом бухарского шейха Убайдаллы б. Ниязкул ат-Туркмани (сына Абу Салиха Ниязкул ат-Туркмани), от которого он получил иджаз-нама – разрешение на воспитание мюридов, число которых у него на родине было огромным. В Бухаре, он познакомился с Ш. Марджани и оказывал ему помощь в занятиях. После возвращения в Стерлибаш Мухаммад-Харис принял многие идеи Ш. Марджани по модернизации ислама и его институтов и распространил их среди шакирдов. Всю жизнь Мухаммад-Харис активно занимался благотворительной деятельностью, открыл в родном селе приют на 40 мест для сирот и бедных. Власти давали ему дипломатические поручения по обеспечению продвижения Российского государства в казахские степи. В 1869 г. за оказанные услуги Александр II пожаловал ему почетное звание тархана. При Мухаммад-Харисе село Стерлибаш по-прежнему оставалось одним из религиозных центров края, его посещали муфтии Г. Сулейманов и С.-Г. Тевкелев.

В должности мударриса и имама Мухаммад-Харису много помогал его брат – Мухаммад-Харрас (1814–1871), учившийся в Бухаре в 1844–1854 гг. После них Стерлибашевское медресе возглавляли в разные годы их многочисленные сыновья. Они отказались от воспитания мюридов и сосредоточили все силы на проповеднической деятельности в мечети и просветительской работе в медресе, одновременно они занимались миссионерством среди чувашей. Хабибулла (1856–1897) и Мухаммад-Шакир (1862–1932) Т. стали одними из первых распространителей газеты «Тарджеман». Первый из них, хотя имел традиционное мусульманское образование (обучался в медресе Стерлибаша и Чакмака, Бухары и Ургенча), поддержал сторонников реформы в медресе. Второй прослушал два курса Оренбургской татарской учительской школы, написал первое у татар исследование по истории родного села – «Тарихе Эстерлебаш» (История Стерлибаша). М.-Ш. Тукаев был членом мусульманской фракции в Госдуме 2-го и 3-го созывов, где работал в комиссии по вероисповедным делам,

Лит-ра: Мэржани Ш. Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар. – Казань, 1989; Тукаев М.-Ш. Х. Отчет члена комиссии по вероисповедным вопросам во второй и третьей Государственной Думах. – Оренбург, 1912; Его же. Тарихе Эстерлебаш. – Казань, 1899; Фахраддин Р. Асар. – 2 жилд. жозья. – Оренбург, 1904; Асар. –2 жилд. 15 жозья.– Оренбург, 1908; Хабутдинов А. Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII – начале XX веков. – Казань, 2001
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments