?

Log in

No account? Create an account

Январь 8, 2018


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
02:06 pm - О "Солярисе" Тарковского
Тут показали Михе "Соляриса". Ребенку 13 лет. Идея показать Тарковского ребенку была не моя, я пошла готовить на кухню вкусный ужин, чтобы компенсировать ребенку его моральные страдания. Ребенок был возмущен, первое, что он сказал после просмотра фильма, - Ну вот зачем показывать десятиминутный проезд по дороге астронавта Бетона? И я тоже задумалась над этим вопросом, а правда, что хотел сказать Тарковский этим десятиминутным проездом. Хотя это был единственный эпизод, от которого я получила настоящее удовольствие. Единственный эпизод в картине, который морально не устарел.

Вообще-то, я совсе не об этом хотела сказать. Я хотела бы сказать, что "Солярис" - это на само деле "Ностальгия". Фильм о том, что человек хочет удержать, то что ему дорого, можно сказать, всем разумом цепляется за эти крупинки драгоценных мгновений, и не может. Почему Крис остается на станции, предавая Землю, по сути? Именно потому что мыслящий океан Соляриса дает ему эту возможность, воспроизводя все самое дорогое для Криса. И Крис остается в этом виртуальном мире, замыкаясь в своих драгоценных воспоминаниях.

И тут снова возникает вопрос о десятиминутном проезде по японским дорогам в начале фильма. Хотел ли тут Тарковский противопоставить камерный мир дачи с лошадью, яблоками, кувшинами и тазом будущему в виде эстакад, неоновых огней и миллионов машин и страха перед этим будущим, ностальгии по миру веранд, вязаных шалей. офортов с воздушными шарами и расписанными вручную вазами?

Мы еще можем прочитать эти тайные коды Тарковского, а наши дети, для которых эти эстакады и автомобили не футуристическое будущее, а самое настоящее, уже вряд ли смогут. И ничего, кроме недоумения, этот проезд у них не будет вызывать.


(7 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:msk_2000
Date:Январь 8, 2018 11:43 am
(Link)
Это заимствование из гипнотических техник. Своего рода манипуляция сознанием. И Тарковский в этом контексте, хотя и не первооткрыватель, но точно, что один из ярких исполнителей.
В "Сталкере", у него же, подобные сцены тоже встречаются. Проезд дрезины с героями под стук колес и перемена цветности от монохорма к полноцвету. Или длительный проезд камеры по предметам затопленной лаборатории озвученный библейскими текстами. До этого, в свое время, Стенли Кубрик в "Механическом апельсине" воздействовал звуком и цветом на титрах. Чуть позже Ларс фон Триер в "Центропа" темпом проезда по железной дороге и закадровым текстом. Разница лишь в том, что Триер и Кубрик работали на внимание начиная с титров, а Тарковский тогда, когда считал это важным. И в обще,прием этот эффективный, следует признать. Попробуйте выкинуть из фильма эти "лишние" сцены, и сразу темп повествования разрушится, внимание рассеется, сложные мысли переданные посредством кинематографического языка не найдут отклика.
[User Picture]
From:ameli_sa
Date:Январь 8, 2018 11:50 am
(Link)
Это точно, спасибо, что напомнили!
Я так Михе и ответила, что меня даже укачало за этот десятиминутный проезд, мощное воздействие.
[User Picture]
From:msk_2000
Date:Январь 8, 2018 12:03 pm
(Link)
Я в его годы "Солярис" досмотреть не смог :) Страшно стало. Девочки на пустой станции. Звуки шагов. Полусумасшедшие ученые. Мороз по коже :)
[User Picture]
From:ultima_thule_w
Date:Январь 8, 2018 04:24 pm
(Link)
А многих этот проезд рассмешил тем, что проезд был по дороге в Японии. и эти иероглифы... в конце концов можно было и по прибалтийской трассе проехать (где надписи на русском и на местных языках) или по германскому автобану.
Да по любому, кроме японской трассы. Зачем этот нарочитый ляп?
[User Picture]
From:msk_2000
Date:Январь 8, 2018 04:28 pm
(Link)
Место действия вымышленная страна. Поэтому не принципиально.
[User Picture]
From:ameli_sa
Date:Январь 8, 2018 04:37 pm
(Link)
В 1972 году не было таких шикарных эстакад ни в Прибатикени даже, я полагаю, в Германии. Футуристический пейзаж нигде, кроме Японии и снять было невозможно. Да и действие на Земле происходит не в России, а в абстрактном месте. И имена героев тоже лишены национальности - Крис, Хари, Сарториус. Разве что с Гибаряном промахнулись, но у Лема он - Гибариан, то есть тоже не армянин.
[User Picture]
From:eigen
Date:Январь 8, 2018 05:11 pm

Re:

(Link)
Проезд - шикарная сцена. Ещё плёнка с костром у Боровского монастыря и невесомость на станции Солярис. Можно пересматривать отдельно.
И почему в 13 лет ребёнок, по сознанию должен быть взрослый человек.
В 15 лет сам ходил на Сталкер, причём один. Никакие родители меня не направляли и с ними я не делился впечатлениями о «проезде» =)
Записки у изголовья

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация


> Go to Top
LiveJournal.com