ameli_sa (ameli_sa) wrote,
ameli_sa
ameli_sa

Category:

И снова о Ремпеле

Большинство живущих во всем мире Ремпелей – это меннониты и их потомки.

Реформистское движение меннонитов зародилось в Западной Европе во второй половине XVI века. Его составили выходцы из Фрисландии и Голландии, с Нижнего Рейна и других германских земель, из Швейцарии и Эльзаса. В это же время, вероятно, к меннонитам примкнула семья Ремпелей. Эта семья была, вероятно, немецкого происхождения – немногочисленные упоминания фамилии Ремпель в документах 13-16 веков относятся к различным немецким землям.

Религиозные преследования вынудили меннонитов бежать из Западной Европы на восток. В течение XVIII века меннониты жили в низовьях Вислы в окрестностях вольного города Данцига. Среди них были семьи Ремпелей.

С 1789 по 1840-е годы в Россию из Пруссии переселилось несколько сотен семей меннонитов. В том числе не менее 39 семей Ремпелей. В России Ремпели поселились в колониях Айнлаге, Бурвальде, Нидер Хортица, Ной Остервик, Нойендорф, Розенталь, Хортица, Шёнвизе и Шёнхорст Екатеринославской губении и Гнаденфельд, Лихтенау, Лихтфельде, Розенорт, Тигенхаген, Фюрстенау и Шёнзее Таврической губернии.

В течение XIX века Ремпели, вместе с другими меннонитами, расселялись по южным губерниям России. Перед революцией 1917 года семьи меннонитов-Ремпелей жили в Екатеринославской, Таврической, Херсонской, Саратовской, Уфимской, Оренбургской, Акмолинской и других губерниях России. Численность Ремпелей в Российской Империи достигала нескольких тысяч человек. Меннониты Ремпели занимались преимущественно сельским хозяйством, владели значительными земельными участками. В конце XIX - начале ХХ вв. появились промышленные предприятия, принадлежащие Ремпелям. Они выпускали, в основном, сельскохозяйственные машины и инструменты.

Те, кто не успел или не решился на переселение до конца 1920-х годов остались за «железным зановесом». Следующая возможность бежать из СССР представилась меннонитам, оказавшимся во время Второй мировой войны на оккупированной немцами территории. В 1943 году все оставшиеся на Украине меннониты снялись со своих мест и ушли с отступающей немецкой армией. После капитуляции Германии меннониты стремились попасть в западную оккупационную зону. Многие из них выехали из Германии в Америку. Четвертая и последняя волна эмиграции прошла во время Перестройки - с конца 1980-х до середины 1990-х годов.

В 1930-1950-е годы все оставшиеся в СССР меннониты, в том числе и Ремпели подвергались репрессиям. Почти все мужчины были уничтожены в застенках НКВД, в тюрьмах, лагерях и трудмармии. Женщины, старики и дети подвергались массовой депортации, работе в трудармии.

Если вы читали мои предыдущие посты, то, наверное, заметили, что мой глаз зацепился за дважды повторенный оборот "Судьба милостива". И невольно вместо фразы "Судьба милостива" просилась сюда фраза "Бог милостив". Получалось, что тот, кто писал "Общий дневник Дятлова" и "Копию дневника Колмогоровой" человек религиозный. Я думала, что надо искать среди пятидесятников, но получается, что скорее среди меннонитов. И, одни оказались на Западе, а другие, как наш лесник, в сталинских лагерях.
Да, похоже, что дневники, машинописные копии которых мы знаем, писались лесником Ремпелем.
Но, убивали совсем другие люди. Судя по тому, что позднее семье разрешили возвращение на родину, на Украину, перед органами и советской властью Ремпель чист.

Лирическое отступление - отец моего сына родился в Тюменской области. Его родители были сосланы туда с Западной Украины. (Принадлежат церкви пятидесятников). В 60-х годах разрешили возвращение на Украину (в Днепропетровск). Только в начале 70-х разрешили вернуться на родину в Западную Украину. При этом, каждый месяц дед моего сына должен был ходить в комендатуру отмечаться.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments