"Толья- талая речка, много избушек...
М.П. Смотрите, в дневнике Зины есть упоминание о Толье, видимо Огнев рассказывал им о том, что работал в Толье в 1957 году, если Зина записала это название.
А.В.: "От Бурмантова до Воленпауль самолёт" - эта запись вообще ни о чём. В Бурмантово однако не было сухопутной полосы для АН-2, тем более в Воленпауле. Последний -это даже не посёлок, а перевалочная база для грузов, доставляемых баржами по р.Волья вверх на 160 км. от р.Северная Сосьва. Грузы шли для Тольинской геологоразведочной партии, которая находилась в 40 км. от Воленпауля.
Кроме водного транспорта работала авиация.
Там могли приводняться только самолёты на реку на поплавках. Сухопутная полоса была в п.Толья.
Из Тюмени до Берёзова ходили ИЛ-14, а из Берёзова в Саранпауль АН-2, причём летом ходил поплавковый вариант, который садился прямо на Ляпин. Для АН-2 были сухопутные аэродромы в Толье, Няксимволе, Усть-Манье и Ивделе. Но из Ивделя ходили только наши спецрейсы, пассажирских рейсов не было.
М.П. В.Андросов тоже очень удивился этой записи в дневнике, сказал, что с Бурмы, самолеты не летали, он никогда не слышал про такое.
[]
Адрес Николая Огнева, данный им дятловцам.
А.В.: Вот после этой записи в дневнике, мне стало совершенно ясно, что моя версия по поводу записи адреса Огнева в один из дневников туристов правильная.
Няксимволь - посёлок манси на р.Северная Сосьва, и там располагалась база Аэромагнитной партии, куда договорился перейти Коля. Его точно туда взяли завхозом, и отряд на Мань-Няйсе (с поварихой) он снабжал материалами и продовольствием. Вот он их и звал в новый маршрут в район идолов Мань-Пупы-Ньёр. А это почти на траверсе Няксимволя. Соболиное плёсо - я думаю, это перевод с мансийского слова Няксимволь.
М.П. Вы пишете, авиации в те годы было очень мало, она была дорога и пользовались ей только в случае отсутствия других путей.
А.В.: В те годы летали, в основном, поршневые самолёты с маленьким салоном на 21 или 28 человек. Это были ЛИ-2 ( копия американского Дугласа), или ИЛ-14. Их было мало, как и аэродромов. Все люди передвигались на поездах с паровозами. Кто на лошадках, а кто верхом на осликах - кто что имел. Причём билеты на самолёты стоили очень дёшево. Например, полёт из Берёзово до Саранпауля на АН-2 длился 2 часа и стоило это 10 рублей.
"Надо рассказать о роли авиации в освоении этих диких мест. Можно с полной уверенностью утверждать, что по объёму грузооборота авиация после водного транспорта твердо занимала второе место. Полевые же работы в горнотаёжных условиях предгорного и горной части хребта в таких объёмах без авиации были просто невозможны. Аэродромы для АН-2 в районе работ экспедиции были в 4 посёлках - Саранпауль, Няксимволь, Усть-Манья и Толья. Гидросамолёты на поплавках принимал только Саранпауль, но лётчики с правом подбора площадок могли найти здесь очень много мест для приводнения аппаратов. Самолёт АН-2, винтомоторный биплан, грузоподъёмностью одна тонна, со скоростью полёта около 180 км.час. Двигатель самолёта - АШ-82 мощностью 1700 л.с.-сложенные на один вал две семицилиндровые звезды, работал на бензине Б-91. Исключительно надёжная машина как по двигателю, так и по планеру. Работает в стране с 1946 года по сегодняшнее время и таких же надёжных современных заменителей пока нет."
М.П. Александр Викторович, в своих воспоминаниях о Толье Вы упоминаете А. Сульмана, начальника Северной геологической экспедиции. Вы его знали? Он обеспечивал радиосвязь со склоном, где в то время искали тела погибших, с февраля по май 1959 года.
А.В.: Сульмана, конечно, знал, т.к. довелось работать в геологоразведочных партиях, которые он создавал, и которые в разное время подчинялись Северной экспедиции. Что можно о нём сказать ещё? Блестящий организатор геологоразведочного процесса, лучший начальник Северной экспедиции за всё время её существования. Я считал, что он работал начальником Северной экспедиции с 1950 года, но решил уточнить. Работал он с 1958 года, т.е. попал под раздачу в связи с организацией Совнархозов - две партии -Тольинскую и Усть-Маньинскую в 1957 году он отдал в Тюмень, дальше партии -Сосьвинскую на россыпное золото, и Карпинскую -на цветные металлы отдал в 1960 году в Североуральскую экспедицию. Соответственно все отличные базы этих партий создавались не при нём, а при его предшественнике. Но отзывы работавших с ним людей о нём очень хорошие. Да и до этого руководил двумя геологоразведочными трестами.
"Часто в тёмное время суток мы наблюдали светящиеся следы и огоньки в небе, которые двигались с юга на север. Высказывались предположения, что это какие-то следы от движущихся ракет, но никто не мог сказать ничего определённого. Космические аппараты в те годы запускались единичные, и они ходили по круговым орбитам вокруг Земли. То, что это связано с оборонкой, мы получили подтверждение в конце марта. В этот день мы ждали вертолёт МИ-4 с грузом. Целый день его не было и только в к вечеру послышался гул винтов. Я машинально взглянул на часы - было около 8 часов вечера, и сразу возник вопрос: "Чей это вертолёт?". Гражданская авиация в это время года летала только до 7 вечера (вертолёты). Через некоторое время мы его увидели - он шёл зигзагом и прошёл над нами - все увидели звезду на фюзеляже - принадлежность к Министерству обороны. Потом он свернул западнее нас и сел, даже заглушив двигатель. Взлетели они где-то через час, что было хорошо слышно. Видимо, искали что-то упавшее сверху."
Каких примерно размеров были эти огни? И с какой примерно скоростью они двигались?
Вы читали воспоминания о светящихся шарах, которые видели поисковики-студенты? Напоминали ли они то, что Вы наблюдали?
А.В.: Уже только в конце века я узнал, что одно из КБ в Челябинской области разрабатывало тактические ракеты типа СКАД, и пробные запуски их проводило вдоль Уральского хребта с юга на север.
Огни эти на турмане двигались со скоростью 1 маха, и быстро уходили из поля зрения.
М.П.: Вот что прочитала в воспоминаниях журналиста Григорьева:
"В 1990 году, после опубликования в "Уральском рабочем" материалов "Тайна огненных шаров" С. Богомолова, я в поезде познакомился с одним майором в отставке. Он читал этот материал и рассказал, что светящиеся шары выпускали [управляемые] баллистические ракеты, которые испытывались без боеголовок и летели в Ледовитый океан. А светящие[ся] шары выпускали, чтоб[ы] можно было следить за их полетом. Кстати такие шары в те годы выпускали и советские искусственные спутники, чтобы [их] мог видеть весь мир"
Так-так. Кое-что начинает проясняться. Только геологические партии были снабжены радиостанциями и, соответственно, только через них могла осуществляться радиопередача на большие расстояния. Если у Дятлова и был радиопередатчик ( а он скорее всего был), то очень маломощный. Так что без геологов тут было не обойтись. Да, и кажется, что мацерирование стоп Слободина имеет вполне логичное объяснение, если использовался гидросамолет с правом подбора площадок. (Десантирование или приводнение?) Если с Дятловым и Колмогоровой вероятнее десантирование, то что же все-таки со Слободиным?
Ну, и кажется, что Огнев Николай Григорьевич - фигура не мифическая, а вполне реальная (правда, настоящее его имя и фамилия могли быть совсем другими) Так же, как Золотарев, который всем представлялся как Александр Алексеевич, хотя настоящее его имя было Семен.
Следующая серия будет про радиста Неволина в смешной шапочке, который добирался до места падения аппарата на оленях. (Самолет хорошо, пароход хорошо - а олени лучше!)