ameli_sa (ameli_sa) wrote,
ameli_sa
ameli_sa

Category:

Про самолеты

Сохраню пока у себя, обдумаю на досуге:

"Толья- талая речка, много избушек...

М.П. Смотрите, в дневнике Зины есть упоминание о Толье, видимо Огнев рассказывал им о том, что работал в Толье в 1957 году, если Зина записала это название.

А.В.: "От Бурмантова до Воленпауль самолёт" - эта запись вообще ни о чём. В Бурмантово однако не было сухопутной полосы для АН-2, тем более в Воленпауле. Последний -это даже не посёлок, а перевалочная база для грузов, доставляемых баржами по р.Волья вверх на 160 км. от р.Северная Сосьва. Грузы шли для Тольинской геологоразведочной партии, которая находилась в 40 км. от Воленпауля.

Кроме водного транспорта работала авиация.

Там могли приводняться только самолёты на реку на поплавках. Сухопутная полоса была в п.Толья.

Из Тюмени до Берёзова ходили ИЛ-14, а из Берёзова в Саранпауль АН-2, причём летом ходил поплавковый вариант, который садился прямо на Ляпин. Для АН-2 были сухопутные аэродромы в Толье, Няксимволе, Усть-Манье и Ивделе. Но из Ивделя ходили только наши спецрейсы, пассажирских рейсов не было.

М.П. В.Андросов тоже очень удивился этой записи в дневнике, сказал, что с Бурмы, самолеты не летали, он никогда не слышал про такое.

[]
Адрес Николая Огнева, данный им дятловцам.
А.В.: Вот после этой записи в дневнике, мне стало совершенно ясно, что моя версия по поводу записи адреса Огнева в один из дневников туристов правильная.

Няксимволь - посёлок манси на р.Северная Сосьва, и там располагалась база Аэромагнитной партии, куда договорился перейти Коля. Его точно туда взяли завхозом, и отряд на Мань-Няйсе (с поварихой) он снабжал материалами и продовольствием. Вот он их и звал в новый маршрут в район идолов Мань-Пупы-Ньёр. А это почти на траверсе Няксимволя. Соболиное плёсо - я думаю, это перевод с мансийского слова Няксимволь.

М.П. Вы пишете, авиации в те годы было очень мало, она была дорога и пользовались ей только в случае отсутствия других путей.

А.В.: В те годы летали, в основном, поршневые самолёты с маленьким салоном на 21 или 28 человек. Это были ЛИ-2 ( копия американского Дугласа), или ИЛ-14. Их было мало, как и аэродромов. Все люди передвигались на поездах с паровозами. Кто на лошадках, а кто верхом на осликах - кто что имел. Причём билеты на самолёты стоили очень дёшево. Например, полёт из Берёзово до Саранпауля на АН-2 длился 2 часа и стоило это 10 рублей.

"Надо рассказать о роли авиации в освоении этих диких мест. Можно с полной уверенностью утверждать, что по объёму грузооборота авиация после водного транспорта твердо занимала второе место. Полевые же работы в горнотаёжных условиях предгорного и горной части хребта в таких объёмах без авиации были просто невозможны. Аэродромы для АН-2 в районе работ экспедиции были в 4 посёлках - Саранпауль, Няксимволь, Усть-Манья и Толья. Гидросамолёты на поплавках принимал только Саранпауль, но лётчики с правом подбора площадок могли найти здесь очень много мест для приводнения аппаратов. Самолёт АН-2, винтомоторный биплан, грузоподъёмностью одна тонна, со скоростью полёта около 180 км.час. Двигатель самолёта - АШ-82 мощностью 1700 л.с.-сложенные на один вал две семицилиндровые звезды, работал на бензине Б-91. Исключительно надёжная машина как по двигателю, так и по планеру. Работает в стране с 1946 года по сегодняшнее время и таких же надёжных современных заменителей пока нет."

М.П. Александр Викторович, в своих воспоминаниях о Толье Вы упоминаете А. Сульмана, начальника Северной геологической экспедиции. Вы его знали? Он обеспечивал радиосвязь со склоном, где в то время искали тела погибших, с февраля по май 1959 года.

А.В.: Сульмана, конечно, знал, т.к. довелось работать в геологоразведочных партиях, которые он создавал, и которые в разное время подчинялись Северной экспедиции. Что можно о нём сказать ещё? Блестящий организатор геологоразведочного процесса, лучший начальник Северной экспедиции за всё время её существования. Я считал, что он работал начальником Северной экспедиции с 1950 года, но решил уточнить. Работал он с 1958 года, т.е. попал под раздачу в связи с организацией Совнархозов - две партии -Тольинскую и Усть-Маньинскую в 1957 году он отдал в Тюмень, дальше партии -Сосьвинскую на россыпное золото, и Карпинскую -на цветные металлы отдал в 1960 году в Североуральскую экспедицию. Соответственно все отличные базы этих партий создавались не при нём, а при его предшественнике. Но отзывы работавших с ним людей о нём очень хорошие. Да и до этого руководил двумя геологоразведочными трестами.

"Часто в тёмное время суток мы наблюдали светящиеся следы и огоньки в небе, которые двигались с юга на север. Высказывались предположения, что это какие-то следы от движущихся ракет, но никто не мог сказать ничего определённого. Космические аппараты в те годы запускались единичные, и они ходили по круговым орбитам вокруг Земли. То, что это связано с оборонкой, мы получили подтверждение в конце марта. В этот день мы ждали вертолёт МИ-4 с грузом. Целый день его не было и только в к вечеру послышался гул винтов. Я машинально взглянул на часы - было около 8 часов вечера, и сразу возник вопрос: "Чей это вертолёт?". Гражданская авиация в это время года летала только до 7 вечера (вертолёты). Через некоторое время мы его увидели - он шёл зигзагом и прошёл над нами - все увидели звезду на фюзеляже - принадлежность к Министерству обороны. Потом он свернул западнее нас и сел, даже заглушив двигатель. Взлетели они где-то через час, что было хорошо слышно. Видимо, искали что-то упавшее сверху."

Каких примерно размеров были эти огни? И с какой примерно скоростью они двигались?

Вы читали воспоминания о светящихся шарах, которые видели поисковики-студенты? Напоминали ли они то, что Вы наблюдали?

А.В.: Уже только в конце века я узнал, что одно из КБ в Челябинской области разрабатывало тактические ракеты типа СКАД, и пробные запуски их проводило вдоль Уральского хребта с юга на север.

Огни эти на турмане двигались со скоростью 1 маха, и быстро уходили из поля зрения.

М.П.: Вот что прочитала в воспоминаниях журналиста Григорьева:


"В 1990 году, после опубликования в "Уральском рабочем" материалов "Тайна огненных шаров" С. Богомолова, я в поезде познакомился с одним майором в отставке. Он читал этот материал и рассказал, что светящиеся шары выпускали [управляемые] баллистические ракеты, которые испытывались без боеголовок и летели в Ледовитый океан. А светящие[ся] шары выпускали, чтоб[ы] можно было следить за их полетом. Кстати такие шары в те годы выпускали и советские искусственные спутники, чтобы [их] мог видеть весь мир"

Так-так. Кое-что начинает проясняться. Только геологические партии были снабжены радиостанциями и, соответственно, только через них могла осуществляться радиопередача на большие расстояния. Если у Дятлова и был радиопередатчик ( а он скорее всего был), то очень маломощный. Так что без геологов тут было не обойтись. Да, и кажется, что мацерирование стоп Слободина имеет вполне логичное объяснение, если использовался гидросамолет с правом подбора площадок. (Десантирование или приводнение?) Если с Дятловым и Колмогоровой вероятнее десантирование, то что же все-таки со Слободиным?
Ну, и кажется, что Огнев Николай Григорьевич - фигура не мифическая, а вполне реальная (правда, настоящее его имя и фамилия могли быть совсем другими) Так же, как Золотарев, который всем представлялся как Александр Алексеевич, хотя настоящее его имя было Семен.

Следующая серия будет про радиста Неволина в смешной шапочке, который добирался до места падения аппарата на оленях. (Самолет хорошо, пароход хорошо - а олени лучше!)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments