ameli_sa (ameli_sa) wrote,
ameli_sa
ameli_sa

Category:

Испытания крылатой ракеты "Буря"



Научно-исследовательские работы по проекту ракеты "Буря" выполнялись под руководством М.В.Келдыша в НИИ-1 (НИИТП). В сентябре 1956 г. после уточнения ТТХ ядерного заряда были изменены тактико-технические ребования к крылатой ракете - увеличилась масса БЧ. 24 марта 1958 г. вышел указ ГКОТ "О создании крылатой ракеты "Буря" и ходе работ по крылатой ракете 40 "Буран".

Производство ракет осуществлялось на авиазаводе №18 (г.Самара, ныне завод "Авиакор").

Первый пуск состоялся 1 августа 1957 г. на полигоне Капустин Яр. Последний испытательный пуск с капустина Яра состоялся 16 декабря 1960 г.

Работы по созданию МКР "Буря" были прекращены по Постановлению Совмина СССР №138-48 от 5 февраля 1960 г. "О прекращении разработки ла-350 в ОКБ-301". По другим данным, работы были прекращены неожиданно в декабре 1960 г. с формулировкой "Работы прекратить, материалы уничтожить". На момент прекращения работ по МКР было подготовлено к испытаниям 19 экземпляров ракет.

Пусковая установка - железнодорожная пусковая установка была предназначена для применения с подготовленной полигонной стартовой позиции. Пуск вертикальный.

Королев всячески активизировал проведение научно-исследовательской работы по теме “Комплексные исследования и определение основных летно-тактических характеристик крылатых составных ракет дальнего действия”. Чтобы приступить к созданию крылатой ракеты, необходимо было убедиться не только теоретически, но и практически в работоспособности системы астронавигации. Действующий макет системы был изготовлен и готов к установке на самолет к началу 1952 года.

Испытания проводились во второй половине 1952 года и первой половине 1953 года. Было совершено девять испытательных полетов самолета Ил-12 по маршруту Москва - Даугавпилс. Летные испытания подтвердили правильность выбранных решений. Не было ни одного отказа, ошибка в определении координат цели составила в максимуме 7 километров. По тем временам это были отличные показатели.

А перед Королевым снова встал вопрос выбора. И у баллистических, и у крылатых ракет были и свои преимущества, и свои недостатки. В коллективе Королева были сторонники обоих направлений, правда, “крылатиков” было меньшинство. Но на чем все же остановиться ?

И Королев делает выбор. Он будет делать баллистические ракеты. Но тот задел, который уже сделан по крылатым ракетам не должен пропасть и он готовит серьезный доклад, в котором предлагается составная двухступенчатая крылатая ракета с дальностью полета 8000 километров при стартовом весе около 90 - 120 тонн. Первая ступень имела мощный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД), который при вертикальном старте забрасывал вторую ступень с боеголовкой на заданную высоту, где происходило разделение ступеней. Далее вторая крылатая ступень с помощью реактивного двигателя совершала горизонтальный полет и доставляла боеголовку к цели. Расчеты показывали, что при высоте порядка 20 километров требовалось, чтобы реактивный двигатель позволял развивать скорость до 3 Махов. Итак, Королев отказался от крылатых ракет, прекратил у себя все работы по этому направлению и передал все материалы вместе с лабораторией Лисовича в Министерство авиационной промышленности.

Конструкция - в стартовой конфигурации ракета представляла из себя пакет из крылатой ракеты и двух стартовых ракетных ускорителей, закрепленных под крыльями крылатой ракеты.

Планер крылатой ракеты выполнен из титановых сплавов. Передняя кромка крыла нагревалась до температуры 420 градусов по Цельсию. ПВРД размещался в круглом фюзеляже и имел носовой регулируемый воздухозаборник, расчитанный на скорости М=2,9-3,3.

На кафедре КИПЛА Самарского университета в начале 2000-х годов хранилось крыло изделия 350.

Система управления: инерциальная с автономной системой астронавигации АН-2Ш (главный конструктор - И.М.Лисович).

Когда в СССР рождались “Буря” и “Буран”, в США велась аналогичная разработка - проект “Навахо”. Даже характеристики этих разработок были схожими. Да и судьбы проектов тоже оказались похожими. Так же как и “Буря” “Навахо” полетела. Мы не знаем с какими проблемами столкнулись американские конструкторы, не знаем с какими организационными трудностями пришлось им бороться, но знаем, что так же как и “Буря” “Навахо” не была доведена до конца. К крылатым ракетам вернулись через двадцать лет, но это уже другая история.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments