ameli_sa (ameli_sa) wrote,
ameli_sa
ameli_sa

Categories:

Сохраню пока у себя

Это от пользователя Andrey-ka ( из тайны)
"Насколько я смог разобраться в мансийской мифологии, Сорни Най - один из псевдонимом или сущностей Калташ Эквы, богини Земли, и по совместительству жены Нум Торума, бога Неба и верховного божества в пантеоне манси (в этом союзе видится очень древний диалектический посыл - муж и жена, инь и ян, земля и небо, они всегда вместе, но всегда разные, единство и борьба противоположностей). Т.е. это второй по значимости персонаж в мифе манси. Как правило, богини земли отвечают за плодородие и продолжение рода (мать-земля), но бывают и многогранными персонажами, с расширенными функциями. Возможно, Сорни Най как раз такой случай. Ее упорно ассоциируют с Золотой Бабой, но на самом деле это вторичная, наносная ассоциация, наложение персонажей из разных культур. Сорни Най часто изображают или описывают, как беременную женщину, или женщину с ребенком (детьми), или женщину с парой спутников или слуг. И это, возможно, отсыл к материнской ипостаси богини, но может быть и прямым указанием на некую множественность персонажа, способность порождать себе свиту, младших подручных по мере необходимости. Рассмотрим, что означает это имя. Сорни - эпитет, означающий "золото, золотой", но также и "блистательный", "сиятельный", "старший по положению" (одно из имен самого Нум Торума - Сорни Торум), что, возможно, изначально связано с блеском и ценностью реального золота (но, понятно, не обязательно означает существование некоего физического воплощения в виде идола из чистого золота, за которым так долго гонялись невежественные чужаки).
Най - "огонь" в мансийском, именно так, а никак не "нэ" ("дева", "женщина"), что было бы ожидаемо для "золотой бабы". "Зарни Ань" из названия топика - это язык коми, но у тех своя мифология, отличная от манси (хотя кое что, конечно, перенималось друг у друга, и мотив золотой детородной богини в том числе), а в каждой избушке свои погремушки.
Итак, Сорни Най - "золотой или сиятельный огонь", и это одно из имен богини Земли. Где, в каком месте манси могли бы углядеть божественный огонь, исходящий из земли? Чтобы войти в миф в таком качестве (одного из верховных божеств, напомню), этот огонь должен был произвести очень сильное впечатление, буквально поразить своей мощью. Идеально подошло бы вулканическое извержение, но на Урале нет вулканов, да и вообще, это очень спокойное в плане активности недр место. Однако примечательно, что одного из сыновей Нум Торума и Калташ Эквы зовут Сяхыл Торум, что в буквальном переводе означает "горы божество", но он, внезапно... бог Грома. Тут, для понимания логики именования, опять пригодился бы грохочущий вулкан, но снова нет. И даже гор таких, чтоб с ущельями, чтоб обвалы грохотали и страшили древних мансийских предков, в ареале распространения мифов манси не обнаруживается, уральские горы слишком стары для этого. Очень странная история.
В сухом остатке, у манси имеется обожествленный Могущественный Огонь Матери Земли, порождающей Горный Гром, причем источник этих ярких представлений неочевиден. Но не будем забывать, что эти люди природы за свою тысячелетнюю историю видели в окрестных горах многое, и чтобы выжить в этих первозданных местах, им приходилось ничего не забывать, быть внимательными и осмотрительными, в том числе обходить стороной некоторые места (к слову, Холат Сяхыл ака Холат Чахль означает ("мертвая, безжизненная гора", аналог европейской "лысой горы", т.е. место сборища нечистой силы)..."


http://era.name/myths.html/articles/k-voprosu-o-mifologicheskih-naimenovaniyah-komi-zarni-an-i-rus-zolotaya-baba-i-yazyicheskom-arhaicheskom-obraze-zhenskogo-bozhestva-plodorodiya-ploskov-i-a-r49/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments