ameli_sa (ameli_sa) wrote,
ameli_sa
ameli_sa

Category:

"Летняя интерлюдия" и "Портовый город". Ингмар Бергман

Эти два фильма относятся к раннему периоду творчества Бергмана. Но в этих двух фильмах прослеживаются мотивы, которые потом раскроются с полной силой в шедеврах режиссера в "Осенней сонате", в "Земляничной поляне", в "Фанни и Александре".
Фильм "Летняя интерлюдия" ("Летние игры") рассказывает о молодой балерине, для которой главное в ее жизни - это её дело - балет. Лето она проводит в усадьбе ее дяди (который на самом деле ей не дядя, скорее друг ее покойного отца, который был влюблен в ее мать). Здесь она встречается с юношей по имени Хенрик, и между молодым людьми развивается незамысловатый летний роман, наполненный солнцем, плеском воды, невинными поцелуями. Пока все не обрывается трагической случайностью.
И здесь Бергман вкладывает в уста героини свой программный монолог "Я не верю, что Бог существует, а, если он существует, то это очень злой бог. Я бы плюнула в него, если бы его встретила".
Самые лучшие режиссеры двадцатого века вышли из той среды, в которой они воспитывались в религиозном духе. Это Бунюэль, Бергман, Феллини. И все их ленты пронизаны этим - если бог существует, то почему мы вынуждены так мучиться в этом мире.
В этом же фильме впервые возникает тема "земляничных полян", как аналога земного рая. Очень сильная сцена с балетмейстром в гриме "Коппелиуса" и с зеркалами. Игра старой тетушки, больной раком, с пастором в шахматы - эта тема затем раскроется в "Седьмой печати". Если знать последующую фильмографию Бергмана, то "Летняя прелюдия" - это сундук с сокровищами, которые еще не явлены миру во всей своей красе. Здесь нет того глубокого драматизма, которым блещут более зрелые работы мастера, но зерна уже посеяны.

Фильм "Портовый город" тяготеет к итальянскому неореализму.
И тут главная линия - это отношения матери с дочерью. Как люди манипулятивными техниками и словами "Я ведь люблю тебя" и "Я желаю тебе добра" могут превратить жизнь человека в ад. Эта тема затем с полной силой раскроется в "Осенней сонате". Здесь пока Бергман лишь пробует перо, пока лишь нащупывает эти болевые точки. И героиня, влюбившись в матроса, списанного на берег, не может произнести эти слова "Я люблю тебя", потому что весь ее опыт говорит о том, что за этими слова скрывается ад.

Удивительное дело - эти ранние фильмы Бергмана, не отмеченные ни критиками ни наградами, смотреть в сто раз интереснее, чем современные картины. Странно, но, практически, ничего из того, что предлагает Netflix или Кинопоиск HD не возникает желания смотреть. А в подразделе "Классика" лишь несколько фильмов Бергмана и Тарковского и еще Триера. А другие режиссеры вовсе не представлены. Триера я в принципе не могу смотреть. Уже с первых кадров фильмов Триера у меня возникает тошнота, и мне становится плохо. Я не знаю, как формируются эти списки, но явно я не вхожу в список тех, для кого эти канала предназначены. Даже старые добрые "видеосалоны" были более милосердны ко мне. Там всегда была полка "Кино не для всех", сколько славных фильмов я просмотрела в те годы.
Subscribe

  • (no subject)

    Надо было сегодня мне заехать в Леруа Мерлен, краски для бани купить, а там схему звезда изменили, поэтому ехала я сильно напрягаясь, одновременно…

  • Вспомнить все

    Помните ли вы, как получали загранпаспорт? Сперва надо было получить бланк для заполнения. Это было непростое действие. Нужно было прорваться сквозь…

  • (no subject)

    Ну вот и настал момент попрощаться со своим железным конем. Ты мне верно служил четыре с лишним года. Мы жили с тобой дружно. Более всего мне жаль…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments