ameli_sa (ameli_sa) wrote,
ameli_sa
ameli_sa

Category:

Про кино

Я утомилась перебирать кнопки на пульте управления своим телевизором, поэтому смотрю то кино, которое мне попадается первым. И как-то косяком мне в последнее время попадаются фильмы про КГБ (Штази) и искусство.
Это "Жизнь других", "Работа без авторства" и "Француз".
Самое жесткое, конечно, в плане слежки и "управления" искусством это "Жизнь других". Здесь агент Штази, прикрепленный к слежке за знаменитым драматургом, в конце-концов проникается симпатией к драматургу и к его подруге актрисе и делает должностное преступление за что лишается поста в своем Штази. Этот фильм мне напомнил "Утомленные солнцем" Михалкова, где герой Меньшикова тоже влюблен в чужую жизнь, с семейными посиделками, с самоваром, с совместными купаниями, с фортепиано. Но, ему нет входа в эту чужую жизнь. Остается лишь разрушить эту жизнь и свою тоже. В фильме "Жизнь других", наоборот, агент Штази пытается спасти, но, увы, власть Штази разрушительна сама по себе.
Фильм "Работа без авторства" довольна сложна. Основной сюжет фильма происходит, когда Германия уже разделена, но Берлинской стены пока нет. Тут два главных героя - юный художник и его тесть, знаменитый гинеколог, когда-то служивший фашистам. И он отбирал из больных девушек тех, кого надо стерилизовать, для того чтобы популяция генетически была здорова. Уже в послевоенное время он произносит такую фразу - Ресурсы планеты ограничены, поэтому мы обязаны оставить генетически здоровый материал. Фашизм побежден, но фашистские идеи продолжают жить. Уж не этими ли идеями руководствовались создатели нового вируса, который косит стариков и больных? Не надо нести стариков на гору Фудзи, достаточно просто запустить вирус, смертельно опасный для стариков.
И как раз юная тетя Курта оказалась одной из тех, кого приговорил к стерилизации будущий тесть юного художника. В фильме Курт сперва оказывается в восточной части Германии, где шлифует свое мастерство в рамках "социалистического реализма", затем с женой они сбегают в западную часть Германии, где Курт несколько ошеломлен. Вместо свободы живописи, он вдруг обнаруживает, что живопись на западе вообще умерла, уступив место безобразным инсталляциям. Оказывается, что, как социалистическая идеология, так и власть денег одинаково губительны для творчества. Впрочем и в "Жизни других" уже бывший чиновник ГДР с упреком говорит нашему драматургу, что после разрушения стены он не написал ни одной вещи.
Фильм "Француз" нашего Смирнова забросали тапками. Я с этой оценкой не согласна. Этот фильм показывает жизнь в эпоху оттепели под очень специфическим углом зрения. Я бы сказала "диссидентским" углом с презрением к простому народу. Да, конечно, бывшие графы Тенишевы даже по прошествии более чем полувека имеют право на такое презрение. Впрочем, ухмылка эпохи в том, что они смыкаются при этом с "местечковыми" Гинзбургами, которые "живут не по лжи". Но отсутствие у меня дворянских корней а также еврейской крови как-то не позволяют мне оказаться восторженным поклонником фильма "Француз", хотя определенный познавательный опыт из него можно извлечь. А, именно, что даже более чем 100 лет после революции, "классовость" сохранилась в нашем обществе и взгляды на свободу могут сильно разниться. И даже не в противопоставлении Овальный - Бункерный проходит эта черта, она там, в двадцатых годах прошлого столетия.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments